R9QQ | Дата: Четверг, 07.02.2013, 17:28 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 25
Статус: Offline
| ТРАНСФОРМАТОР - ПУТЕШЕСТВЕННИК
Недавно, подыскивая необходимую мне радиодеталь, среди прочих "радиожелезок" обнаружил запчасти давным-давно разобранного усилителя мощности.И вспомнились забавные события,связанные с этим усилителем.. Случилось это в далёком уже 1972-м году.Работал я в то время на шадринском теле- фонном заводе. Имея возможность,изготовил для своего будущего усилителя мощности анодный трансформатор.Катушку транса пропитал и просушил на заводском технологическом оборудовании.Получился классный анодник с высокой электрической и механической прочностью.Но его габариты - размером с самогонный аппарат и весом в 10-15 кг создавали определённую проблему.Такой в кармане не вынесешь с завода..Но вскоре способ выноса-вывоза отыскался. В заводском дворе стоял автоприцеп с погруженной на него яхтой "Гея"и подготов- лен к выезду с территории завода. Эту яхту построил начальник участка регулировки Ивиссталь Викторович Кубяк, один из первых радиолюбителей Шадринска,UA9RA, ныне SK.Ивиссталь был заядлым фото-кинолюбителем,путешественником.Со своей командой на яхте он планировал добраться по автодороге до Тобольска, далее по Иртышу и Оби, обогнуть Ямал,через Карское и Берингово море достичь Мурманска. Руководство завода поддержало путешественника и было разрешено построить яхту в заводском столярном цехе..Ивиссталь дал согласие вывезти мой трансформатор, так как планировалась еще загрузка личного имущества и продовольствия у одного из членов команды и там выгрузить мой транс.После работы я подъехал по известному мне адресу,но хозяка сказала,что ничего они не оставляли,видать в спешке забыли.. Так мой трансформатор уехал в дальние края. С Ивиссталем у меня была договорённость о сеансах радиосвязи.На борту яхты был самодельный 20-ваттный телеграфный передатчик на диапазон 14 Мгц и стан- дартный измерительный приёмник со встроенным телеграфным гетеродином. На этот же приёмник проводился приём метеопрогнозов с береговых радиостанций во время плавания.У меня в то время был переделанный на все диапазоны КВ-М и 4-х каскадный передатчик конструкции Толи Белых,UA1OJ,нынеSK. Я передавал на 40-м диапазоне,слушал на 20м.Сразу оговорюсь,связь удавалась не всегда. Кто "в теме", тот поверит,что радиосвязь на КВ с северными широтами весьма затруднительна.. Зато,когда удавалось услышать знакомый позывной, очень подробно передавал информацию о погоде в Шадринске,и что все родственники и друзья передают при- веты и желают путешественникам попутного ветра..При возвращении Ивиссталь рас- сказывал,как приятно было всему экипажу в далёком - далеке получить весточку из родного Шадринска..А вскоре связь совсем пропала,потянулись тревожные дни и недели ожидания,несмотря на регулярное прослушивание эфира..В то время глав- ный инженер завода,Валентин Фоминых,UA9QK, делал попытки дозвониться до рыбацких посёлков по берегам маршрута,но никто яхты не видел.. Со вздохом облегчения была получена на заводе телеграмма от Ивиссталя.Он со- общал,что экипаж яхты жив-здоров, они успешно прошли Карское море,но в Барен- цевом море,в западной его части встретили сплошные льды,с трудом добрались до устья Двины и поднялись по ней до Нарьян-Мара.Удалось яхту погрузить на же- лезнодорожную платформу и отправить в Шадринск,а сами выехали пассажирским поездом. Через какое-то время по внутреннему телефону мне звонит Ивиссталь:"мы у 4-го цеха,забери свой грёбаный трансформатор!"Вот это шутка! Прокатил мой транс по морям-по волнам и обратно же на завод и привёз!А на мои претензии ответил, что трансформатор едва избежал участи быть выброшенным за борт,когда боц- ман ремонтировал двигатель и случайно обнаружил в моторном отсеке "железяку". Но было решено-пусть будет дополнительным балластом.. Спустя некоторое время,был всё-таки найден способ вынести железного путе- шественника с завода,и этот трансформатор четыре года успешно трудился в со- ставе усилителя мощности на триоде ГИ-14Б по схеме с ОС.Позже усилитель был разобран,а трансформатор подарен Саше Некрасову.Через несколько лет Саша уехал на ПМЖ в Челябинскую область.Говорят,у него есть позывной,но в эфире его не слышал..И о том трансформаторе у меня нет более сведений.. У яхты "Гея"печальная судьба.В повторном плавании по различным причинам ей не было суждено быть,её увезли в заводской пионерлагерь "Звёздный",там она простояла какое-то время,затем чьей-то злой рукой сожжена.. Ну а воспоминания о курьёзном случае с трансформатором всегда вызывают невольную улыбку.. 7 февраля 2013г. В.Горшков,R9QQ
|
|
| |